Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

10 ПРИЗНАКОВ ПРОВАЛЬНОЙ ФРАНШИЗЫ

26.02.2021

Оксана Селендеева, основатель школы программирования для детей Coddy, побывала по обе стороны бизнес-баррикад. Несколько лет назад она в качестве франчайзи потратила много денег и сил на управление аптекой, которую в итоге была вынуждена продать из-за кабальных условий франшизы. Теперь предпринимательница развивает бизнес уже в качестве франшизодателя: партнерские филиалы школы Coddy работают в 15 странах и 143 городах мира. О том, на что обратить внимание при выборе франшизы
Начинающему предпринимателю несложно ошибиться при покупке франшизы: большая часть предложений на рынке представляют из себя красиво упакованный воздух и по умолчанию не способны приносить прибыль никому, кроме своего продавца.
С момента основания нашей школы программирования я видела постоянный запрос на франшизу Coddy со стороны регионов. Однако продавать ее я решилась только спустя два года — когда удостоверилась, что у нас хороший масштабируемый продукт, и увидела, как на деле работает финансовая модель. С тех пор мы обкатали нашу франшизу более 200 раз, и, хотя мы продолжаем видеть недоработки и исправлять их, сейчас я легко могу отличить хорошее предложение от заведомо провального.
Если гигантское роялти или неадекватная стоимость франшизы отпугнут покупателя сразу, то есть признаки, которые начинающий предприниматель может не заметить.
Признак 1. Обещание золотых гор
Часто бывает так: очень яркие рекламные слоганы, гигантские цифры, а за ними — стена. Франшиза — это тот род деятельности, в котором заведомо не получится заработать миллиарды. Обещать покупателю очень большую прибыль и неограниченные возможности масштабирования — значит начинать отношения с обмана. Быстрый и огромный заработок — это про казино или лотерею, а франшизу лучше выбирать с точки зрения стабильности и прозрачности.
Признак 2. Когда франшизу называют инвестицией
Франшиза — это работа, которую необходимо делать каждый день. Бывает бизнес как инвестиция и бизнес как самозанятость, и подавляющее большинство франшиз относятся ко второму типу. Для инвестирования существуют другие инструменты — фондовые биржи, например, а начинающий франчайзи должен быть готов к тому, что в развитие дела придется вкладывать силы и время.
Признак 3. Когда мотивируют на покупку, но не пытаются познакомиться с вами
«Вы прирожденный предприниматель! У вас все получится!». А вы никакой не предприниматель и, вообще-то, ненавидите риски и нестабильность. Когда мы только начинали развивать франшизу, делали ту же ошибку: лишь бы продать, и неважно кому. Бизнесмен, который ценит свой продукт и бережет репутацию, скорее соберет всю вашу подноготную и утомит разговорами, чем возьмет в франчайзи первого встречного.
Признак 4. Впаривание
Отсюда следующий признак — навязчивые продажи. Хорошие продукты не нужно впаривать — их качественно создают и грамотно пиарят. Все просто: продавец подробно рассказывает о компании и отвечает на все ваши вопросы — зеленый свет; начинает, настойчиво убеждать — красный.
Признак 5. Несогласованности с законодательством
Когда вы видите любые юридические огрехи: «вообще, так нельзя, но мы делаем», «это пока на этапе согласования» и т.д. — это обязательно даст знать о себе дальше. Если вопросы к франшизодателю возникают еще на этапе переговоров, вспомните, что предложений на рынке много и вы обязательно найдете то, в котором будете уверены.
Признак 6. Отсутствие гибкости в бизнес-модели
Вам дают успешную модель и не разрешают ее адаптировать? Один регион разительно отличается от другого: везде разные цены, разные люди, разные условия входа. Сами франчайзи тоже бывают всякими: со связями и без, с капиталом и без него, совсем начинающие и с опытом. Безрассудно пытаться натянуть одну и ту же финансовую модель на каждый случай, и, если франчайзер это делает, вы можете попасть в ловушку жестких условий.
Признак 7. Когда вам не дают контакты действующих франчайзи или знакомят только с самыми успешными из них
Самое ценное на этапе выбора франшизы — пообщаться с неуспешными филиалами, узнать у них, почему не получается? Простой тест. Раз — выбираете любой город, где работает франшиза. Два — спрашиваете, как там идут дела и почему они идут именно так. Три — просите контакты партнера из этого города. Хороший знак, если все это не вызовет у продавца недоумения.
Признак 8. Отсутствие поддержки, только бренд
Внимательно проверьте, какую поддержку вы получаете в случае приобретения франшизы: какие инструкции и наработки вам дадут, помогут ли на этапе запуска, будет ли у вас персональный менеджер, к которому вы сможете обратиться. Отсутствие консультаций и гайдлайнов для новых партнеров означает, что франчайзер либо не имеет опыта, либо не бережет свою репутацию и не заботится о качестве на местах. Кроме того, приобретая один бренд, в случае возникновения любых сложностей вы останетесь с ними один на один.
Признак 9. Отсутствие у головного офиса собственных филиалов
При выборе франшизы вас должен серьезно насторожить сапожник без сапог. Как сформировалась финансовая модель, если у продавца нет опыта управления собственным продуктом? Как и кем она была проверена перед запуском? Если собственная сеть была, то почему ее закрыли?
Хорошая франшиза появляется там, где предприниматель что-то создает, совершенствует и только после это решается на то, чтобы этим поделиться. В иных случаях речь идет скорее не о масштабировании качественного продукта, а о попытке сделать деньги из ничего.
Признак 10. Непрозрачная схема масштабирования, большая конкуренция на маленькой локации
Вы начнете с одного филиала, но если дела пойдут хорошо, наверняка захотите роста. Внимательно изучите, насколько лояльны условия франшизы и как продуманы пути для масштабирования на местах. Например, если головной офис допускает несколько франчайзи в рамках одного небольшого города, это серьезно затруднит развитие — вам придется конкурировать за свой же бренд.

ИСТОЧНИК: сайт «rb.ru»